Перед началом богослужения прихожане оставляют
записки о живых и
умерших. Этот обычай широко известен даже тем, кто не является верующим, однако его истинный смысл часто остается непонятным. Суть этого обычая заключается в том, что во время службы верующим предоставляется возможность несколько раз помянуть своих родственников и друзей, а записки являются одним из способов для этого.
Богослужение начинается с чтения
Часов — краткой службы, которая молитвенно освещает определенное время суток (с 6 утра до 6 вечера). Если литургия совершается в особо раннее время, ее принято называть «
ранней». В то время как чтец и прихожане молятся, священник совершает проскомидию. Это первая часть Литургии, которая состоит из трех частей: Проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных.
Проскомидия — предварительная часть Литургии. Включает подготовку хлеба и вина, которые затем, по молитвам священника, превращаются в Тело и Кровь Христа. Это основа Таинства Евхаристии, где верующие принимают Тело и Кровь Спасителя под образом хлеба и вина, становясь таким образом едиными с Ним. Участие в этом
таинстве является неотъемлемым условием пребывания в Церкви для каждого христианина. Во время проскомидии также читаются молитвы за живых и умерших, упомянутых в записках прихожан.
Хлеб, из которого готовится просфора (хлеб для Таинства), выпекается из квасного пшеничного теста и должен состоять из двух частей, символизирующих две природы
Иисуса Христа — человеческую и божественную. Вино, которое смешивается с водой, должно быть красным и не содержать никаких добавок. Это делается в знак воспоминания о том, как из раны Спасителя на Кресте вытекли кровь и вода.
Просфора используется в пяти частях, чтобы отразить чудо насыщения пятию хлебами, совершенное Христом. Первая просфора, называемая Агничной, используется для изображения Агнца на дискосе (круглом блюде). Священник делает на ней знак креста и вырезает середину, представляющую Агнца. Затем он надрезает
Агнца снизу и протыкает его справа.
Вторая просфора, называемая Богородичной, предназначена для извлечения частицы в честь
Пресвятой Богородицы. Третья просфора посвящена Иоанну Крестителю, пророкам, апостолам, мученикам и всем, кто угодил Богу. Четвертая и пятая просфоры используются для извлечения частиц за живых и умерших. Вынутые частицы раскладываются на дискосе рядом с Агнцем.
Священник ставит на дискос
звездицу, покрывает его и чашу покровами, а затем всё это покрывается большим покровом. Непосредственно перед окончанием чтения Часов священник выходит из алтаря с
кадилом для совершения каждения храма. Каждение является неотъемлемой частью богослужения и выражает Божественную любовь, распространяющуюся на всю человеческую расу, а также благодать Святого Духа, которая освящает и утешает верующих и помогает им возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего.
После чтения Часов начинается Литургия оглашенных, которая получила свое название потому, что на ней могут присутствовать как члены Церкви, так и те, кто готовится принять Крещение. По благословению священника, дьякон с амвона объявляет начало службы. Священник прославляет Святую Троицу, а хор попеременно певцами с левой и правой сторон поет псалмы (антифонно).
Затем произносится Великая ектения, в которой просят Божьего прощения и милости. По окончании пения, священник и дьякон, у которого в руках держится Евангелие, выходят на амвон. Дьякон символически напоминает верующим, что сейчас они услышат святое Евангелие, и поэтому все должны стоять прямо (что подтверждается возгласом «Премудрость, прости (прямо)»). Это называется Малым входом, который символизирует выход Иисуса Христа на проповедь. Каждый обряд в Церкви имеет глубокий символический смысл.
После чтения Евангелия следует сугубая ектения, которая предоставляет возможность помолиться за тех, кто нам дорог. Затем возносится ектения об оглашенных. В древности после этого некрещеные покидали храмы, однако сейчас эта традиция не соблюдается.
Начинается Литургия верных, при которой дары с жертвенника переносятся на престол. Священник тайно молится, чтобы быть достойным совершать это великое Таинство. В это время хор исполняет Херувимскую песнь. Затем священник, неся перед собой Святую Чашу, вместе с дьяконом выходит на амвон и произносит молитву о Патриархе, епископах и всех православных. После этого они совершают Великий вход в алтарь.
Возникает призыв возлюбить
Святую Троицу, и верующие воспевают «
Символ веры», который напоминает о надежде и уповании Церкви. Затем начинается «Святое Возношение». Верующие кланяются, благодарят Господа за все Его блага и милость.
Священник в тайной молитве просит Бога ниспослать Святого Духа на людей в церкви и на предложенные дары. Также возносятся молитвы, чтобы верующие укрепились в добре и Бог принял их молитвы о нуждах. Вслух священник
благословляет присутствующих, и начинается просительная ектения. Все присутствующие вместе молятся «
Отче наш».
Диакон надевает
орарь, произносит «Вонмем»,
завеса Царских Врат поднимается, напоминая о камне, который был отодвинут от Гроба Господнего. Священник, держащий Святого Агнца, говорит «Святая — святым». Верующие отвечают: «Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца», признавая свою недостойность.
Священнослужители причащаются первыми. Священник делит Агнец на четыре части: одну часть с надписью «IC» опускает в чашу, затем туда же добавляется горячая вода (теплота). Другая часть с надписью «ХС» предназначена для причастия священнослужителей, а части с надписями «NI» и «КА» — для мирян.
Во время причащения священнослужителей, исполняется Запричастный
канон. Затем Царские врата открываются. Священник выходит с
Чашей в руках, произносит особую молитву, а причастники подходят, складывая руки на груди в крестообразном жесте и называя свои имена. После причащения верующим дают запивку — вино, смешанное с горячей водой. Это делается для того, чтобы не осталось остатков
Святых Даров во рту. Священник возвращает Чашу в алтарь и опускает в нее частицы просфор, принесенных прихожанами, с молитвой, чтобы Господь омыл грехи всех, кто был помянут на Литургии. Это последний момент, когда мы можем помолиться за наших родственников и верных братьев и сестер. Затем совершается Отпуст, и верующие подходят, чтобы поцеловать крест в руках священника. Рекомендуется провести остаток дня с
благоговением, сохраняя полученную благодать и помня о Боге.