Имя святителя Николая является одним из самых почитаемых во всем христианском мире. Согласно преданию, он жил на рубеже III—IV вв.еков (иногда указываются точные даты жизни: 260—343 гг.) и был епископом в городе Миры в Ликии (Малая Азия), откуда происходит его прозвание — Мирликийский (иногда также пишут — Мир Ликийский). Еще при жизни святитель Николай стал известен многочисленными подвигами и чудесами во славу Христа. Поэтому день его погребения — 6 (19) декабря — стал общехристианским праздником. На Руси этот день стали называть Никола Зимний.
На Руси имя Николая Чудотворца приобрело известность довольно рано. Например, в Киевском Софийском соборе, построенном в середине XI века Ярославом Мудрым, среди наиболее почитаемых святых присутствует мозаичное изображение святителя Николая. Однако особое почитание этого святого на Руси началось со второй половины XI века. Это было связано с несколькими причинами.
Прежде всего, в 1087 году мощи святителя были украдены норманнами из города Миры и перевезены в итальянский город Бари. Сначала они были помещены в церковь святого Евстафия, а затем, по повелению папы Урбана II, в 1089 году их перенесли во вновь построенный католический собор, посвященный святому Николаю. Там они хранятся до сих пор. Русь быстро откликнулась на это событие созданием литературного памятника, известного как «Сказание повести, еже о пренесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры». Однако в этом произведении не упоминается о факте кражи мощей, что является характерным и указывает на влияние западных источников на автора. Более того, в самом «Сказании» события, связанные с мощами Николая Мирликийского, получают чудесное объяснение. Там подробно рассказывается, как святитель Николай явился пресвитеру города Бари и приказал ему отправиться в разрушенный город Миры и привезти его мощи. Жители Бари, выдавая себя за купцов, отправились в Миры и нашли раку с мощами святого, наполненную благовонным миром, которую они привезли обратно. 9 (22) мая они вошли на родную землю, и вокруг мощей произошло множество чудес. С тех пор этот день стал вторым праздником, посвященным знаменитому святому.
Кроме того, в те же годы в письменных источниках впервые было зафиксировано чудо, связанное со святителем Николаем, произошедшее в Киеве. Это первое чудесное явление святителя на Руси описывается в произведении, названном «Чудо о некоем детищи утопшем, его же святый Никола жива сохрани». В этом тексте рассказывается, что в день празднования святых Бориса и Глеба, когда богатый житель Киева со своей женой плыл на лодке через реку Днепр из Вышгорода в Киев, его жена уронила ребенка в воду, и тот мгновенно утонул. Расстроенные и печальные родители обратились к святителю Николаю с просьбой о помощи. В ту же ночь служители Софийского собора обнаружили живого, но мокрого младенца перед иконой святителя Николая. Об этом чуде сообщили митрополиту, и он приказал объявить об этом всему городу. Родители скоро нашлись и, к удивлению всех, узнали в ребенке своего утонувшего сына. С тех пор икона, перед которой был обнаружен младенец, стала известна как «Икона Николая Мокрого» и на протяжении многих веков хранилась в Софийском соборе, в отдельном приделе, посвященном святителю Николаю.
«Чудо о некоем детищи утопшем» явилось свидетельством того, что святитель Николай Чудотворец проявил себя как защитник и спаситель русского народа, и тем самым взял под свое чудесное покровительство Русь. Именно такое толкование событий было дано в древнерусских литературно-философских памятниках. В конце XI века праздник перенесения мощей святителя Николая стал праздноваться в Русской Православной Церкви. В месяцеслове при Евангелии 1144 года 9 (22) мая указывалось как день праздника. В русской православной традиции этот день получил название «Никола вешний».
Однако интересно отметить, что византийская церковь праздновала Николу зимнего как общехристианский праздник, в то время как Николу вешнего в Византии не признавали праздничным, так как его установил римский папа, и самые святыни Николая Чудотворца, украденные норманнами, находились в пределах римско-католической церкви. Таким образом, Русская Церковь проявила свою явную самостоятельность. Почему это произошло?
Видимо, здесь с одной стороны сказываются давние контакты Древней Руси с Западом, которые продолжали быть актуальными. С другой стороны, церковные деятели, придерживающиеся принципов кирилло-мефодиевской традиции, сохраняли более лояльное отношение к римской церкви, чем к византийской. Кроме того, многие древнерусские князья имели связи с западноевропейскими княжескими и королевскими династиями. Важную роль сыграло также стремление русских князей в этот период доказать свою независимость от Константинополя.
Но самое интересное в том, что установление неканонического праздника, с точки зрения Византии, было поддержано греческим руководством Русской Церкви. Скорее всего, такая ситуация объяснялась тем, что греческие митрополиты, признавая новый праздник в честь известного святого и устанавливая особое почитание на Руси, стремились ослабить влияние раннего русского христианства, связанного с кирилло-мефодиевской традицией. Важно отметить, что постепенно культ святителя Николая Чудотворца начал вытеснять почитание святого Климента, папы Римского, а значение Софийского собора, как главного храма Киевской Руси, постепенно уступало Десятинной церкви. В целом, особое почитание святителя Николая Чудотворца в конечном итоге ослабило влияние культа святого Климента папы Римского (и кирилло-мефодиевской традиции в целом), ибо оба эти культа изначально выражали одну и ту же идею — идею независимости Русской Церкви как от Константинополя, так и от Рима. Однако, с точки зрения греческой церкви, культ святителя Николая был, так сказать, «более управляемым».
Тем не менее, небесное покровительство святителя Николая Чудотворца Русской Земле не зависело от каких-либо расчетов. В последующие годы и столетия на Руси произошло множество чудес, связанных с именем святителя Николая. Например, около 1113 года рядом с Новгородом на острове Липно в Ильмень-озере явилась икона святителя Николая, которая чудесным образом исцелила новгородского князя Мстислава. В начале XIII века Русь получила еще одну чудотворную икону. Следуя повелению святителя Николая, священник из Корсуни Евстафий, взял икону из храма, где крестился князь Владимир, и, пройдя через Ригу и Новгород, доставил ее в рязанские земли в город Зарайск. Именно там эта икона стала известна множеством чудес и приобрела имя «Никола Зарайский». Таким образом, на Руси сформировался иконописный тип, который стал известен как «Никола Зарайский». С течением времени, святитель Николай Чудотворец стал покровителем Русской Земли, и его чудотворные иконописные образы приобрели особое значение для верующих. Великое количество людей на Руси испытало благодатное влияние святителя Николая, и его культ продолжал распространяться и приумножаться.
В XIII—XIV вв.еках святитель Николай совершил чудо, спасая Можайск от монгольского набега. Местные жители передавали предание о том, как святой Николай воссиял перед монголо-татарами, осаждавшими город. Он держал в одной руке меч, готовый ниспасть на головы врагов, а в другой руке держал город Можайск, символически показывая его охрану. Погнутые этим величественным знаком, враги в испуге побежали прочь. С тех пор святитель Николай Чудотворец стал небесным покровителем города, а главный городской собор в Можайске был посвящен святителю Николаю.
В Никольском храме Можайска находилась необычная деревянная резная скульптура святителя Николая Чудотворца, которая отличалась от традиционных православных изображений. В этом иконографическом образе святителя Николая он был изображен с мечом в правой руке, а в левой руке держал условное изображение охраняемого города, окруженного зубчатой крепостной стеной с храмом внутри (изображение храма, вставленное в изображение города, к сожалению, было утрачено еще в древности). С течением времени, резная скульптура святителя стала объектом особого почитания. С конца XV века к ней совершались специальные паломничества, а в XVI—XVII вв.еках скульптуру украсили драгоценными камнями, жемчугом и золотом.
Точное время создания резного изображения святителя Николая и обстоятельства его появления в Можайске неизвестны. Считается, что скульптура могла быть создана в конце XIII века, середине XIV века или даже в начале XV века. По легенде, изображение этой скульптуры было изображено на монетах, выпущенных при князе Андрее, сыне Дмитрия Донского. Также предполагается, что изначально скульптура была размещена на городских Никольских воротах, а позднее была перемещена в Никольскую церковь.
Но несмотря на все разночтения, это древнее и оригинальное изображение святителя Николая приобрело большую популярность на Руси и стало основой для возникновения нового иконографического типа, получившего название «Николай Можайский». С тех пор в различных русских городах появилось множество икон, на которых святитель держит в правой руке меч, а в левой — храм. В настоящее время самая древняя скульптура Николая Можайского находится в Государственной Третьяковской галерее.
Далее на Руси произошло множество чудес, которые православные верующие считали творениями святителя Николая. Например, в конце XV века Николай Чудотворец, вместе с преподобным Варлаамом Хутынским, стал известен исцелением великокняжеского младенца. Этот список можно продолжать на протяжении многих лет.
Главное же заключается в том, что святитель Николай стал поистине народным святым, просто называемым Николой или Миколой. Ему посвящено огромное количество литературных произведений (только в Российской Государственной Библиотеке хранится более 500 рукописей XII—XX вв.еков), храмов, монастырей и икон. Образ святителя Николая Чудотворца, как милостивого, доброго и земного святого, продолжает освящать сердца русских людей на протяжении многих столетий.