Православные онлайн

Ответы на вопросы Православия понятным языком

Иисусова молитва

Иисусова молитва была впервые записана Григорием Синаитом на Крите. Ее появление связывается с апофегмами Макария Египетского (ок. 300 — ок. 390). В древнерусской литературной традиции Иисусова молитва ассоциируется с толкованием Иоанна Златоуста на «Первое послание к Коринфянам» апостола Павла, хотя в работах Златоуста толкование этого участка совсем иное.

В России Иисусова молитва особенно защищалась и проповедовалась такими деятелями, как Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Паисий Величковский, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский и сторонники имяславия.

Известными в России и за ее пределами являются «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», написанные анонимным автором во второй половине XIX века. В этом произведении рассказывается о личном опыте обучения Иисусовой молитве и способах ее освоения, описанных святым Симеоном Новым Богословом в его труде «Добротолюбие».
Иисусова молитва

Оглавление

  • Текст молитвы
  • Предначинательная Иисусова молитва
  • Другие названия молитвы
  • Святые отцы о молитве

Текст молитвы

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́, гре́шнаго (или грешную).

Предначинательная Иисусова молитва

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не и Сло́ве Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стой Твое́й Ма́тери и Всех Святы́х, поми́луй меня́ гре́шнаго (гре́шную)» или «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и Всех Святы́х, поми́луй нас. Ами́нь

Другие названия молитвы

Иисусову молитву также называют «делания сердца», «умно-сердечного делания», «умной молитвы», «священной молитвы», «тайной молитвы», «сердечной молитвы», «хранения ума», «трезвения», «затвора ума и сердца».

Святые отцы о «Иисусовой молитве»

Феофан Затворник
«Сила не в словах молитвы Иисусовой, а в духовном настроении, страхе Божием и преданности Богу и во всегдашнем внимании к Богу и Ему предстоянии умном».

Амвросий Оптинский
«Молитва Иисусова, по научению святых отцов, прилична, когда человек идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, беседует или занимается каким рукоделием, кто может при всем этом произносить молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять оной».

Иоанн Валаамский
«Ты пишешь мне, что есть у тебя желание проходить подвиг непрестанной Иисусовой молитвы, но некоторые говорят: впадешь в прелесть от Иисусовой молитвы. Вот еще нашлись новые хулители Иисусовой молитвы! Не понимают сами, что говорят. В прелесть впадают не от молитвы, а от гордости, самомнения и самочиния».

Другие важные молитвы